Как так происходит, что мы забываем, куда положили ключи пару минут назад, но при этом с легкостью управляем велосипедом даже спустя несколько лет?

нельзя, кататься, разучиться, научиться, на велосипеде, разучиться кататься

Большинство из нас научились ездить на велосипеде еще в детстве. Но становясь старше, мы постепенно перестаем кататься и убираем пылиться своего двухпедального друга в какой-нибудь дальний угол. А спустя много лет, попытавшись снова сесть за руль велосипеда, окажется, что мы так же уверенно им управляем, как и раньше. Но почему?

 

На этот вопрос отвечает Борис Сучан — профессор клинической нейропсихологии Рурского университета в Бохуме, Германия американскому научному изданию scientificamerican.com

Как оказалось, наши воспоминания хранятся в разных областях нашего мозга. К примеру долгосрочная память делится на два типа: декларативную и процедурную. Декларативная память делится в свою очередь на: эпизодическую — воспоминания о первом поцелуе или первом дне в школе; и семантическую — фактические знания (например, как знать столицу Франции или сколько будет два плюс два)

Однако такие навыки, как игра на инструменте или катание на велосипеде, закреплены именно за процедурной памятью.

Одним из самых известных исследований, посвященных отдельным видам памяти, был связан с эпилептиком по имени Генри Густав Моласон. В 1950-х годах он подвергся удалению большей части гиппокампа (часть лимбической системы головного мозга (см.рис. ниже)). После операции врачи обнаружили, что количество эпилептических приступов уменьшилось, но у Генри не могли сформироваться новые воспоминания, а так же стёрлись многие воспоминания до операции.

 

нельзя, кататься, разучиться, научиться, на велосипеде, разучиться кататься

 

Чтобы узнать больше о потерях памяти Моласона, нейропсихологи провели с ним различные тесты. В одном из них они попросили его нарисовать на листе бумаги пятиконечную звезду, глядя только на свою руку в зеркале. Генри отлично справлялся с поставленной задачей, но никогда не мог запомнить сам эксперимент. Это означало, что у него формировались только процедурные воспоминания.

Травма головного мозга редко приводит к нарушению работы такой памяти, поскольку базальные ганглии, структуры, отвечающие за ее работу, защищены в центре мозга, ниже коры головного мозга.

Тем не менее, ученые до сих пор не знают, почему содержимое процедурной памяти не так легко забывается, как содержание декларативной. Согласно одной из гипотез, в регионах, где «закреплены» модели движения, у взрослых могут образовываться меньше новых нервных клеток. Без этого нейрогенеза или непрерывного ремоделирования — вероятность того, что эти воспоминания будут стерты, — минимальна.

Однако мы точно знаем, что простые действия, которые мы усваиваем, даже в далеком прошлом, обычно сохраняются на всю оставшуюся жизнь, такие, как езда на велосипеде.


Можно ли разучиться плавать или ездить на велосипеде?

История не умалчивает и говорит, что не было случая, чтобы человек при полном здравии по прошествии даже продолжительного времени разучился определенного вида навыкам. К ним относятся умение плавать, ездить на велосипеде…

Дестин Сэндлин: «Я единственный в мире, кто разучился ездить на велосипеде!»

нельзя, кататься, разучиться, научиться, на велосипеде, разучиться кататься

Однако некто Дестин Сэндлин, автор блога «Smarter Every Day» и инженер по совместительству, кажется нашел способ, позволяющий разучиться ездить на велосипеде. Его способ отличается оригинальностью и необычностью, но подсказал его простой сварщик, сделавший определенные измения в конструкции велосипеда.

 

Благодаря своей настойчивости и любознательности, Дестин сумел научиться ездить на «неправильном» велосипеде. Позже он предложил это сдедать генетически наиболее близкого к нему человеку —  своему шестилетнему сыну, который уже умел ездить на обычном детском велосипеде.  Что важно — cын перучился горазда быстрее отца.

Как говорит сам Сэндлин, он почувствовал единственным человеком на планете, который в результате эксперимента с «неправильным» велосипедом, разучился ездить на обычном велосипеде. Значит, утверждает он, разучиться ездить на велосипеде можно!

 

Чтобы основательно «въехать» в тему и все понять, конечно же лучше всего полностью посмотреть авторский ролик  Дестина, в котором он подробно описывает проблему и в конце делает выводы, позволяющие отметить особенности такой нужной, но порой странной биологической субстанции, как мозг, а так же управляемое им тело.

 

 

 

Эти выводы о особенностях человеческого мозга, сделанные на основе научного эксперимента, пожалуй давно известны ученым, специализирующихся на деятельности мозга; но их стоит «вытащить» из ролика и озвучить, что бы четко определить результаты эксперимента:
1    Знание процесса не всегда означает его понимание. Алгоритм, который связан с ездой на велосипеде не так прост, как кажется.  В вашем мозге откладывается и запоминаются такие его части: толкающая сила на педалях, наклон тела, удержание руля, гироскопическая прецессия колес… Если изменить хотя бы одну часть этого алгоритма, он ломается весь.
2    Детский мозг обладает большей нейропластичностью, чем мозг взрослого и его легче переучить.
3    Сварщики могут быть умнее инженеров.
4    Правда — это правда, без разницы, что вы о ней думаете.

Как замечает Сэндлин, «когда мозг привыкает к чему либо, то изменить эту привычку нельзя». Страшноватое утверждение, не правда ли? Ведь люди имеют свойста приобретать вредные привычки. Их мозг привыкает к ним.

Но можно ли от избавится от вредных привычек?

 

Думаю, что эксперимент с велосипедом дает нам удивительную подсказку: чтобы избавиться от вредной привычки, нужно «сломать» мозг, точнее сказать — пернастроить его на другой, но полезный, алгоритм.